В начало страницы

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Большой Детский Хор имени В. С. Попова объявляет набор музыкально одаренных детей в возрасте от 4 до 14 лет. Адрес: Дегтярный переулок, д.7

Большой Детский Хор им. Попова

Официальный сайт

Анатолий Львович Кисляков

  Анатолий Кисляков и Большой Детский Хор им.Попова.   

   Все мы были детьми. И все мы в детстве любили петь. Особенно вместе, хором, когда твой голос сливается с голосами сверстников и возникает что-то подобное речке, в одно мгновение собранной из ручейков. А уж какой чудесной рекой вот уже без малого пять десятилетий разливается Большой детский хор, носящий имя своего основателя Виктора Сергеевича Попова, это ни в сказке сказать ни пером описать.
   Виктора Сергеевича не стало в 2008 году. Кто же возглавил Большой детский хор и достойно продолжает славные традиции всемирно известного музыкального коллектива?
   Этот человек трудится в БДХ с 2000 года. Сначала шёл рука об руку с самим основателем, который и пригласил его на работу. А потом стал художественным руководителем и главным дирижёром. Он заслуженный артист России, зовут его Анатолий Львович Кисляков.
   Заочно мы с женой, Еремеевой Мариной Владимировной, узнали его, слушая одну из радиостанций, где он неспешно и вместе с тем вдохновенно и ярко рассказывал о Большом детском хоре имени В.С. Попова. 

     Лично мы познакомились той же осенью. В назначенное им время. После репетиции в воскресный полдень 13 октября 2013 года, ещё не зная о том, что у Анатолия Львовича день рождения. Он этого не афишировал: работал. И вот что показательно. Каждый день этого музыканта расписан по минутам, при этом на вопрос, сколько у нас времени, Анатолий Львович ответил: на часы не смотрите, времени будет столько, сколько нужно для знакомства и обсуждения дел. Познакомившись ближе, мы снова и снова отмечали в этом человеке сочетание спокойствия философа и вдохновенности творца. Чувство юмора и глубочайшую внешнюю и внутреннюю интеллигентность.

 
С.Е.: - Анатолий Львович, значительная часть читателей журнала «Музыкальный руководитель» - это музыкальные руководители и воспитатели детских садов. Поэтому давайте начнём разговор с нашего далёкого дошкольного детства. Вот моё воспоминание, похожее на счастливый сон. Несколько дней я не был в садике, а когда пришёл, то испытал самый настоящий восторг. Когда услышал, как наша группа радостно поёт: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля». Ещё одну песню дружно пели мальчики всего детсада: «Рано-рано утром на парад вышли по команде тысячи солдат». Так меня поразило хоровое исполнение моих сверстников, что я, повторяю, пришёл в восторг. А у Вас было что-то подобное?
 
А.К. - Мои родители, как, впрочем, и родители большинства моих сверстников, целыми днями были на работе, и я с трёх или четырёх лет стал ходить в детский сад, куда не очень-то стремился. Там нас учили читать стихи, танцевать, эти занятия у меня восторгов не вызывали. И только музыкальный руководитель каждый раз умела что-то такое придумывать, что нам нравилось петь. Песню о чибисе, выученную в детском саду, я распевал повсюду: дома, у бабушки, перед гостями. И даже пел её на приёмном экзамене в Хоровое училище. А ещё у папы на стене висел загадочный инструмент – банджо. Мне его запрещали трогать. Также был чёрный «чемодан», внутри которого находился аккордеон. Эти инструменты составляли целый музыкальный мир моего детства. Когда мамы и папы не было дома, я тайком на них «играл».
 
С.Е. – Наверное, это и предопределило Вашу дальнейшую судьбу. Что было дальше?
 
А.К. – Не всегда то, чем ребёнок занимается в детстве, становится его судьбой. Верно лишь одно: к профессии музыканта надо идти с самого раннего детства. Мои родители были врачами, познакомились и поженились в Москве, где получали образование, я родился в Новокузнецке, куда их распределили, когда он ещё назывался Сталинском, а потом нашу семью тепло принял старинный город Шуя в Ивановской области. Так вот, не будучи музыкантами, папа с мамой были увлечены музыкой. Поэтому сочли возможным и необходимым, чтобы я с пяти лет получал уроки у педагога частным образом. С шести лет учился в музыкальной школе, а в восемь лет поступил в Московское хоровое училище. Не скажу, что домашнему ребёнку было легко в интернате. Выручала бабушка, мамина мама, жившая в Москве, выходной я проводил в домашних условиях. Но самое главное, меня сразу же увлекли хоровые занятия. А затем - концерты. Занятия проводились на самом высоком уровне. Что касается концертов, то они проходили в сакральных для отечественного искусства местах. Концертный зал Чайковского, Большой зал Московской консерватории и даже Большой театр. А ещё – Колонный зал Дома Союзов и концертный зал «Россия».
 
С.Е. - Кто же вёл хоровые занятия на самом высоком уровне?
 
А.К.- Виктор Сергеевич Попов. Он был необыкновенным человеком, выдающимся педагогом и хормейстером. Работал истово и вместе с тем скрупулёзно. Один пример. Музыканты знают, что такое исполнять «Страсти по Иоанну» Баха. Чтобы нам было ясно, о чём мы поём, Виктор Сергеевич переводил все речитативы с немецкого языка. Процесс долгий и кропотливый. Зато мы на всю жизнь полюбили эту музыку и другие произведения, которые он открывал нам.
 
С.Е. – Я сразу же вспомнил слова поэта Александра Твардовского: «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить».
 
А.К. – Тут лучше Льва Толстого вспомнить: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». А вот конкретный пример заботы Попова о нашем будущем с учётом талантов каждого. Мы заканчивали хоровое училище, Виктор Сергеевич хорошо знал каждого из нас, поэтому распределил, кому куда идти. Четверым сказал — в консерваторию на хоровое отделение. Четверым — в Гнесинский институт. Одному — в консерваторию на теоретический факультет. Ещё одному — на народное отделение в Гнесинское училище. И двоим - в институт культуры.
 
С.Е. – Что выпало Вам в этом раскладе?
 
А.К. -  Я поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Бориса Григорьевича Тевлина. Тогда ему было около пятидесяти лет, и он был уже сложившимся музыкантом. Учил профессионализму, сам в своей работе показывал незаурядные организаторские способности, старался передать это своим воспитанникам. Многие его ученики - замечательные руководители и организаторы. В 2011 году Б.Г. Тевлин создал в Московской консерватории кафедру современного хорового исполнительского искусства. И пригласил Большой детский хор. Мы стали своего рода учебной базой для студентов, получающих практику работы с детским хором.
 
С.Е. –  То есть фактически Вы стали работать в Московской консерватории без отрыва от Большого детского хора?
 
А.К. – Как видите.
 
С.Е. – А как складывалось приглашение на работу в БДХ?
 
А.К. – Это была история с предысторией. После армейской службы я вернулся туда, где работал ещё во время учебы в консерватории, — в самодеятельный студенческий хор института стали и сплавов. Занятость была маленькая — дважды в неделю. Узнав об этом, Борис Тевлин обратился к своему болгарскому другу, выдающемуся хормейстеру Захарию Медникарову. И в 1987 году я оказался в болгарском городе Балчике, где до 1996 года работал с детскими хорами и взрослым хоровым коллективом «Черноморские звуки». Он недавно отметил свой вековой юбилей. Кстати, в Болгарии очень серьёзные хоровые традиции, многим самодеятельным коллективам уже давно за сто лет. Тем временем в Москве Виктор Сергеевич Попов создал на базе нашего Хорового училища Академию хорового искусства. Нужны были педагоги. Несколько раз я получал от него приглашения работать в новой Академии. И в 1996 году Попов доверил мне не только практическую учебную деятельность с Хором мальчиков и студенческим хором, но и поручил теоретическую работу - вести весь комплекс хоровых дисциплин. Это дирижирование, хоровая литература и аранжировка. А где-то в 1998 году он сказал, что хочет пригласить меня в БДХ. Я был рад, но окончательного предложения надо было подождать ещё два года. Помню эту дату — 13 октября 2000 года.
 
С.Е. – Так это было в Ваш день рождения!
 
А.К. – Потому и запомнил.
 
С.Е. – Если не ошибаюсь, только в Москве каждый год появляется новая сотня дипломированных хормейстеров? 
 
А.К.- Да, это примерно так. Но вопрос в том, как складываются их судьбы. Создаётся впечатление, что некоторым руководителям территориальных образовательных комплексов, куда входят школы и детские сады, проще взять на работу юриста, нежели хормейстера. И это несмотря на то, что руководство страны несколько лет назад обратило внимание на необходимость развития детского хорового творчества.
 
С.Е. – Вы же сами отмечали, что положительная динамика есть.
 
А.К. – В первую очередь я имел в виду создание тысячного Детского хора России под началом выдающегося дирижёра Валерия Гергиева. Для юных талантов со всех концов нашей страны приехать в столицу, чтобы спеть в таком Хоре – это счастье.
 
С.Е. – Вернёмся в Большой детский хор. И вот под каким углом. В годы нашего детства многие секции и кружки были бесплатными, кое-где была плата, которую можно назвать символической. Сегодня за деньги берутся учить детей любого возраста любому искусству. А как у вас?
 
А.К. – А у нас в БДХ занятия бесплатные. Кстати, забавно, когда дошколят учат вокалу. По-настоящему развивать голос ребёнок такого возраста может только тогда, когда он поёт вместе с другими детьми, то есть именно в хоре.
 
С.Е. - Как маленькому ребёнку попасть в Большой детский хор?
 
А.К. – Каждый год в мае у нас прослушивание, объявления о них – на сайте Хора. Главным образом набираем детей в две дошкольные группы. Одна — это дети 4-5 лет, другая — 5-6 лет. Так вот, дошкольников принимаем сразу.
 
С.Е. Всех без исключения?
 
А.К. – Нет, надо чтобы ребёнок уверенно спел любимую песенку, показал музыкальные способности. Если они соответствует нашим требованиям, мы его записываем в хор и приглашаем на первую репетицию в сентябре. Сложнее попасть в младшую, среднюю и старшую группы, здесь отбор идёт в два тура. 
 
С.Е. – Анатолий Львович, пожалуйста, несколько слов о группах БДХ.
 
А.К. – В младшей группе - школьники 1-2-3-х классов. Это тот возраст, когда у детей ещё «детсадовский» голос. К 9-10 годам связки крепнут, у ребёнка можно определить тембр голоса. В этом возрасте дети переходят в средний хор. А с 12-13 лет и до конца школьного возраста они поют в старшем хоре. В старшей группе большой объём репертуара. Но мы выстраиваем репетиции так, чтобы не отбить желание петь из-за необходимости разучивать значительное количество материала.
 
С.Е. – У Большого детского хора потрясающие отчётные концерты в Светлановском зале ММДМ – Московского международного Дома музыки. Это что-то космическое, фантастическое, невероятное, удивительное.
 
А.К. – Спасибо. Мы продолжаем традиции В.С. Попова.
 
С.Е. – А что маэстро Анатолий Львович Кисляков мог бы пожелать своим коллегам, работающим с детьми дошкольного возраста на необъятных просторах России?
 
А.К. – Конечно же, здоровья и любви к детям. Я знаю, что труд музыкального руководителя в детском саду требует колоссального терпения и выдержки. Особенно сегодня, когда новый виток технического оснащения цивилизации не оставляет без внимания и малышей. Многие из них не расстаются с мобильными аппаратами, дома играют в игры на экранах компьютеров, телевизоров. Этот уход в виртуальность ведёт ко всё большей индивидуализации детей. А ведь им жить в обществе! Никто и нигде не спорит с тем, что лучше всего воспитывать и развивать личность в коллективе, и жизнь показывает, что это на пользу самой личности. Так вот, работа музыкального руководителя – первое и потому очень важное звено в подготовке малыша к совместному, коллективному творчеству. Если при этом музыкальный руководитель ещё и «выявит новые кадры» для детских хоров, то мы, хормейстеры, будем глубоко за это признательны. Ещё я хочу пожелать успехов бессменному редактору Татьяне Борисовне Корябиной и всем создателям, всем авторам журнала «Музыкальный руководитель», который почти полтора десятилетия объединяет профессионалов в России и странах Содружества. И очень хорошо, что публикации журнала используются не только в детских садах, но и вызывают интерес у педагогов, работающих со школьниками.
Беседу вёл Сергей Еремеев
 
На фото: художественный руководитель и главный дирижёр Большого детского хора имени В.С. Попова, заслуженный артист России Анатолий Львович Кисляков. 
Автор снимка – Андрей Кривошей
 

Copyright © 2017 Большой Детский Хор имени Попова Rights Reserved.