В начало страницы

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Большой Детский Хор имени В. С. Попова объявляет набор музыкально одаренных детей в возрасте от 4 до 14 лет. Адрес: Дегтярный переулок, д.7

Большой Детский Хор им. Попова

Официальный сайт

История БОЛЬШОГО ДЕТСКОГО ХОРА, которую рассказала хормейстер БДХ, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА АНОФРИЕВА

по материалам сайта BDH.RU

Как все начиналось


В 1968 году Виктор Сергеевич Попов преподавал в Гнесинском институте, который я заканчивала по классу «дирижер хора». И он пригласил меня поработать во Дворец пионеров. Так началось наше сотрудничество. Но вскоре он оттуда ушел — детская редакция Гостелерадио предложила ему создать новый детский хор. Это был апрель 1970 года. К работе он подключил и меня.
Хор решили делать из нескольких групп. С основной группой проблем не возникло. Она создалась из девочек, которые пели когда-то в его хоре. Они уже закончили десять классов и занимались у Попова в хоровом обществе. Состояла их группа из 60 человек и называлась «Юность».
Хормейстером старшей группы стал испанец Хосе Петрович Фелиппе. А мне досталась младшая группа.

ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА АНОФРИЕВА
ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА АНОФРИЕВА
Хор создавали своими собственными усилиями. Сначала для занятий выбрали базовую школу. Ею стала школа № 637 в Проточном переулке. Директор этой школы разрешил нам снять помещение для занятий хора. Потом мы стали объезжать все школы в пределах Садового кольца, чтобы детям было удобно добираться, и устраивали там прослушивания. Приходили, говорили, что организовывается хор и в него приглашаются ребятишки, которые хотели бы петь. Назначали день прослушивания.
Прослушивали так: есть голос и слух — приглашали в хор. Набрали человек 70-80.
Виктор Сергеевич так сказал: чтобы что-то получилось, надо лет семь. Но наших результатов никто ждать не собирался... И уже в ноябре 70-го нас заставили в Останкино показать свою работу.

Переезды

 
В школе в Проточном переулке мы просуществовали лет, наверное, пять или шесть. Потом нас оттуда попросили. Мол, своих дел хватает, драмкружок... Начали опять ходить и искать. Нашли рядом — школа № 69 в переулке Воеводина. Там мы прозанимались, наверное, лет 10. Потом там какое-то училище вдруг возникло, и нас оттуда тоже попросили.
А как раз в то время у нас пела девочка, мама которой была директором школы на Ленинском проспекте, за магазином «Тысяча мелочей». Она нас и приютила.
Там тоже, по-моему, лет пять прозанимались. А где-то в 80-м году нас на какое-то время поселили на Кутузовском проспекте, рядом с домом, в котором жил Брежнев и во дворе которого был Дом пионеров.
Потом нам повезло. Моисеевский танцевальный коллектив, который базировался в школе № 1113, предложил нам поселиться в этой школе.
Но сейчас эту школу собираются закрыть, и где мы будем обитать дальше, пока не известно.

Репертуар

 
Песни у нас появлялись так. Разные поэты и композиторы приносили в детскую редакцию Гостелерадио свои произведения. Поскольку мы считались детищем детской редакции, мы должны были обслуживать в первую очередь ее. А там были такие передачи как «Пионерская зорька» и «Ровесники». Вот для них мы все и писали. Нам давали клавиры, мы быстро их разучивали, записывали, и эти песни сразу шли в эфир.

Новые кадры

 
По всей Москве расклеивали афиши, что Большой Детский Хор производит набор детей. По радио делали объявления... Детская редакция пускала в эфир наши записи и объявляла, что у нее есть хор, вот он звучит так-то, и тут же приглашали на прослушивание. И постепенно начали год от года туда стекаться дети.
И вот начиная уже где-то с третьего-четвертого года нашего существования к нам повалил народ. Очереди стояли во время приема от первого до четвертого этажа. Было три тура приема. Сначала отбирали: просто слушали подряд — есть слух, нет слуха, лучше, хуже... Лучших приглашали на второй тур. Там мы отбирали самых ярких.
А третий тур проводил уже сам Попов.

Парамонов

 
Сережу Парамонова на прослушивание привезла бабушка. Он тогда учился в музыкальной школе на баяне. К нам попал, учась в четвертом классе. Приняли его в младшую группу хора.
Первая с ним была запись — «Антошка». Но заявил он о себе, когда Шаинский написал «Крокодила Гену» и сделал вариант с хором для «Песни года». А потом уже была «Улыбка»... А далее авторы произведений стали писать уже специально для Парамонова.
Где-то после 75-го года, что у него началась мутация голоса. Но поскольку он был талантливый парень, пытался музыку сочинять, помогли ему поступить в Ипполитовское училище, на дирижерско-хоровое отделение. Два года он там учился, а потом ушел. Начал музыку сочинять, играть в каком-то ансамбле...
Потом, когда хору было 25 лет, мы его пригласили на юбилей. Он пришел к нам на концерт, спел, рассказал, что женился, что должен родиться ребенок...
А потом случилась беда. Сережа умер. Это было 15 мая 1998 года. Умер он дома, от сердечного приступа, а не потому, что спился, как писали в газетах.

Гастроли

 
Первые гастроли были с группой «Юность». В 1971 году поехали в Томск. Интересная была поездка. Девочки до сих пор ее вспоминают.
Жили в железнодорожном вагоне. И вдруг среди ночи стук в дверь. Взрослых мужчин внутри вагона — только двое. Испугались, короче. Но все обошлось — оказалось, это благодарные зрители принесли мешок кедровых орехов и живого зайца. В общем, проняли томичей так, что они полюбили наш хор навсегда.
В августе 1972 года ездили на международный конкурс в Италию. И там первый раз стали лауреатами
А впервые как Большой Детский Хор мы выезжали в 1973 году — в Братиславу, на встречу детских радиохоров. Но там никаких премий не давали. Просто каждый хор выступал, а потом был гала-концерт.
Вообще же система была такая. Радиохоры встречаются в какой-нибудь стране и выступают. А один год привозят только записи и устраивают конкурс этих записей. В 1972 году Рубин написал десять произведений на стихи русских и советских поэтов. Эти записи Виктор Сергеевич повез на этот конкурс. Заявили о коллективе. Нас стали приглашать в разные страны. В 1975 году мы поехали в Германию, в Берлин. Взяли с собой маленького Димку Голова и Диму Викторова.
А летом в Артеке состоялся фестиваль «Салют, Победа!». Перезнакомились мы там практически со всеми хорами из соцстран. Потом ездили часто. Были в Праге, Будапеште, несколько раз в Германии, в Чехии, Словакии, в Венгрии...
А в 1977 году «по линии комсомола» Виктор Сергеевич поехал с хором в ФРГ.
В том же 1977 году, мы стали лауреатами премии Ленинского комсомола. Благодаря этому ездить по стране стали очень часто.

Будни

 

Фондовые записи шли постоянно. Намечается какое-нибудь событие, например, открытие очередного съезда, — кто-нибудь сочиняет кантату в честь этого события. За два-три занятия с ребятами все выучивается и идем записывать. Сразу и быстро.
Вот идет запись несколько часов. Оркестранты: «Ой, ну мы должны там перекурить...». Виктор Сергеевич сразу: «Нет, никаких перекуров, а кому надо — уходите».
В общем, КПД был стопроцентный. Загрузка тоже была стопроцентная. Хор работал на полную катушку. Писали всё, что шло в детские радиопередачи.
Выступали очень часто — нас приглашали на все авторские концерты в Колонном зале: Пахмутовой, Колмановского, Блантера, Новикова...

Япония

В 1980 году нас пригласили в Японию. До Хабаровска мы летели самолетом, потом от Хабаровска до Находки ехали поездом. Японский импресарио мог платить только от Находки. А потом сели на наш теплоход «Байкал». Поплыли — начался восьмибалльный шторм...
Вообще, такая трудная поездка была первый раз. Многое было непродуманно. У нас же целые чемоданы костюмов. А нести-то их детям! И вот мы с этими чемоданами... А это же Япония, там все по минутам расписано... Было очень тяжело. Во второй поездке мы уже поставили условие, чтобы нам для чемоданов дали грузовичок.

<...>

Приехали как-то в Токио. Первое отделение отпели, наступил перерыв — не могу найти детей. Скоро второе отделение, а их нет нигде. Выясняется: все в туалете. Там, значит, входишь, нажимаешь на кнопочку — раздается звук водопада. После того, как все необходимое сделал, сиденье начинает крутиться и проходит какую-то санобработку. В общественном туалете! Вот все дети и сидели в туалете — кайфовали!
Помимо концертов были в Диснейленде. Но сами его не любили. Это же насыпной кусок земли в море. Там ни деревца... Пекло. Сковорода. Но детям, конечно, все интересно. Да и отдыхать им надо. Ведь за одни гастроли было до 50 концертов. Ну, 30-40 — точно.
Утром обычно кормили в гостинице, днем — в каком-нибудь кафе, а вечером, если мы приезжаем поздно после концерта, давали что-нибудь типа сухого пайка. Но это у нас сухой паек — «сухой паек». А у них — объеденье.
На концерт, если он начинался часов в шесть, нас привозили в три часа, чтобы мы могли порепетировать. Потом принимающая сторона обязательно накрывают какой-нибудь стол. Арбузы там, фрукты, чай — зеленый, черный, какой хочешь.
Работали обычно два отделения. В общей сложности по часу каждое. Акустика там замечательная.

Далее — везде

Потом начались приглашения в Южную Америку. Вот этот самый Доренко, которого вы прекрасно знаете, — это был наш первый переводчик, который нас туда возил. Да. Сережка Доренко, тот самый. Он работал переводчиком с испанского и был секретарем комсомольской организации.
Программы мы вели на языке страны, в которой выступали. А в этот раз наша девочка как-то невнятно читала. Язык, видимо, сложный для нее был. Ну Доренко и сказали: может, ты сам будешь читать? У тебя прекрасный дикторский голос, такой... это самое... баритон... внешний вид... все такое... И он выходил и читал программу: что за хор, названия произведений... Волновался очень.
Бразилия — это вообще сказка, это потрясающая страна. И у нас была поездка: Бразилия, Венесуэла, Эквадор и Перу — два с половиной месяца. И в Аргентину тоже ездили. Тоже Сережка устраивал.

Попов

Попова в хоре немного боялись. Зато дисциплина была железная. Ругал он их постоянно. Да и как еще ругал... Нет, это-то нормально все. Без этого нельзя. Мастер — он обязательно должен быть со стержнем.
Фольклорную группу, кстати, тоже Попов организовал. Это потом она отделилась, когда разогнали весь Комитет по радио и телевидению.

Сегодня

Раньше ведь как было: любой репертуар складывается из классики, народных песен и из «песен советских композиторов». Ну и специально для нас писали. Пахмутова например.
Сейчас новых авторов почти нет. Вот, например, приходит какая-то женщина... Она работает в мэрии Лужкова. И говорит: «Я композитор. Вот тут у меня кассета, это мои записи. Я и стихи сочиняю, и вообще все». Я говорю: «Ну напишите клавир». Она: «Я не умею». Но при этом они все считают себя музыкантами, которые могут предлагать. Может, и правда, у нее песни хорошие. Может, младшая группа их даже и споет, но это же совершенно непрофессиональный подход к делу.
Может быть, настоящие композиторы и есть, но ведь раньше им платили, а теперь они должны платить. Это тоже немаловажный фактор.
Но мы держимся на классике. Классика — это наше спасение. Без классики никуда не денешься. Мы всегда пели Бортнянского, Баха, Моцарта, народные песни.
Безусловно, детям интереснее петь простые песни. Когда они видят, что вот — учили, а вот уже спели, а вот им уже и похлопали, им это нравится. И на песнях таких легких, конечно, быстрее достичь результата... Но в то же самое время они очень любят и Баха и Моцарта.
Потому что понимают, классика есть классика.

Самодеятельность

Наш статус — самодеятельный коллектив. Детям за выступления ничего не платят. Но и они не платят за право петь в хоре. А ведь сейчас любой коллектив, какой существует, — и детский, и всякий все за какие-то деньги работают. Хочешь петь, хочешь играть — плати, будешь петь и играть. У нас все бесплатно до сих пор. Главная же причина существования — авторитет Попова. Никуда не денешься.
Попов всегда работал «за бесплатно».
Сейчас мы никак не можем привыкнуть к тому, что мы чего-то стоим. Зарплата у нас у всех по тысяче триста рублей. Когда нам вдруг кто-то что-то предлагает и спрашивает, сколько нам за это заплатить, мы не можем определить сумму, которую мы можем получить.

2002 год.

 

Подробнее: История БДХ, которую рассказала...

40 Лет БДХ имени Попова

Обложка каталога


Озывы о Хоре известных людей

Озывы о Хоре известных людей

 

 
 
 

Предисловие

В нашей стране нет, наверное, человека, которого не охватило бы трепетное волнение при упоминании Большого детского хора, носящего ныне имя своего основателя - легендарного Виктора Попова.
И это не случайно, ведь на песнях Большого детского хора выросло не одно поколение детей. На протяжении четырех десятков лет этот коллектив несет людям неподдельную радость, детскую искренность, любовь к жизни - чувства, которые так близки и понятны всем детям.
Книга, которую вы держите в руках, имеет много авторов. Это люди разного возраста, разных профессий, живущие в разных городах и даже странах. Их объединяет одно: все они пели в Большом детском хоре! История Большого детского хора неотделима от истории нашей страны, в ней в той или иной степени отражены все перемены, происходившие в обществе. В 60-е годы прошлого века в странах социалистического содружества, а также в Ленинграде, Киеве, прибалтийских республиках существовали детские радиохоры, выполнявшие важную миссию пропаганды детской песни, фольклора, лучшего из классики и современной музыки. Они сразу же завоевали популярность. В апреле 1970 года такой хор был создан и в Москве при Детской редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР. Организатором хора стал Виктор Сергеевич Попов, привлёкший в коллектив воспитанниц хоровой группы «Юность» Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров.
Осенью того же года прошел первый набор детей, которые были разделены на три возрастные группы: младшая — 7-9 лет, средняя — 9-13 лет, старшая — 13- 18 лет. Такая структура, объединяющая детей не только по возрастным физиологическим особенностям голоса, но и по присущим этому возрасту интересам, сохраняется и поныне.
Молодой коллектив быстро развивался: рос численно, пополнял репертуар, и уже в конце первого года своего существования подготовил отчетный концерт, где свою работу показали все группы хора и прозвучали произведения разных жанров. Так была сделана заявка на будущее: исполнять сочинения различных направлений, написанные для детей, и переложения классики.
Приоритетом в репертуаре хора стала массовая детская, песня, доведенная до исполнительского совершенства: безупречная дикция, великолепный ансамбль, яркое раскрытие содержания каждой песни, неподражаемые солисты и неповторимое звучание детских голосов — все это вывело хор в число ведущих музыкальных коллективов нашей страны.
Ни одно значительное музыкальное событие на радио или телевидении не обходилось без участия хора Попова.
В начале 70-х годов началось сотрудничество с прославленным коллективом, Эстрадно-симфоническим оркестром Гостелерадио СССР под управлением выдающегося музыканта Юрия Васильевича Силантьева, сотрудничество, оставившее в фондах радио тысячи записей детских песен и кантат.
В Колонном зале Дома Союзов в те годы проходили широко известные авторские вечера композиторов и поэтов, в которых принимали участие популярные исполнители; среди них одним из главных действующих лиц стал Большой детский хор.
«Детские страницы» творчества композиторов Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, Островского, Туликова, Фельцмана, поэтов Ошанина, Долматовского, Матусовского, Рождественского были украшением этих концертов и остались в памяти многих слушателей и телезрителей на многие годы.
К 1970 году относятся и первые записи хора. Это кантата Лядовой «Комсомолу - пионерский наш салют», песни «Трус не играет в хоккей», «Орлята учатся летать», «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Ты за партой сидишь, капитан» Френкеля.
Тесная творческая дружба хора с композитором Александрой Николаевной Пахмутовой и поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым продолжается и по сей день. Результат — десятки песен, которые поет уже несколько поколений детей. Достаточно перечислить их названия: «Беловежская пуща», «Добрая сказка», «И вновь продолжается бой», «Новый день», «Пока не поздно», «Созвездие Гагарина», «Сигнальщики-горнисты», «Улица мира», «До свидания, Москва». Специально для Большого детского хора было написано и посвящено ему замечательное произведение «Хор хороший».
В 70-е годы хором исполнялись новые песни Парцхаладзе, Пескова, Шаинского, Жарковского, Аедоницкого, Крылатова, кантаты Соснина, Чичкова, Хромушина, Бойко, Флярковского.
Интерпретация песен детским хором была очень яркой. Новизну придавало разграничение партий солистов и хора. Хоровая партия украшалась подголосками и вокализами в тот момент, когда куплет или припев с текстом исполнялся солистом. И если композиторы не выписывали такую дополнительную хоровую партию, то ее обязательно добавляла рука руководителя - В. С. Попова. Тогдашних солистов, часто появлявшихся на экранах телевидения, казалось, знает все страна. Сначала это были Сережа Парамонов, Виталий Николаев, Дима Голов, Марина Самышкина, потом в 80-е годы Таня Мелехина, Лена Могучева, Дима Машнин, Рита Суханкина и многие, многие другие.
Важнейшими направлениями репертуарной политики Большого детского хора были народные песни и классическая музыка западноевропейских и отечественных композиторов.
Русская народная песня с ее широкой, распевной мелодией позволяет познакомить детей с истоками национальной культуры, обогащая таким образом эмоциональный мир ребенка. В 70-80-е годы в состав Большого детского хора входили фольклорная и танцевальная группы, в результате чего каждый концерт превращался в яркий, незабываемый праздник. Особенным успехом такие программы пользовались в гастрольных поездках по стране и за рубежом.
Исполнительский уровень коллектива рос на многоголосных и полифонических произведениях классиков — мотетах Палестрины, кантатах Баха, хоровых концертах Бортнянского, Березовского, Веделя. Развитие вокально-хоровых навыков, мелодического и гармонического слуха осуществлялось на произведениях Моцарта, Шуберта, Глинки, Танеева, Рахманинова.
Новые исполнительские задачи перед детским хором ставят композиторы-современники Владимир Рубин и Томас Корганов, открывшие новую страницу в детской хоровой литературе. Запоминающимся событием стало исполнение Большим детским хором «Десяти хоровых поэм» на стихи русских поэтов В. Рубина, «Пяти картин» на стихи Э. Мошковской и других сочинений композитора Т. Корганова. Конец 80-х годов был ознаменован исполнением сложнейших партитур Георгия Дмитриева — «Стабат Матер» на стихи А. Ахматовой, «Ясный свет» на стихи А. Блока, «Петров день» на стихи И. Бунина.
В 70-80-е годы Большой детских хор работал в тесном контакте с организациями и ведомствами, занимающимися вопросами воспитания подрастающего поколения.
С большой заинтересованностью и вниманием относился к хору Центральный комитет комсомола. Он всячески поддерживал коллектив и содействовал его поездкам с концертами на ударные молодежные стройки — в Асино-Белый Яр, на строительство Саяно- Шушенской ГЭС и Байкало-Амурской магистрали; организовывал поездки в союзные республики. В 1977 году коллектив Большого детского хора получил премию Ленинского комсомола.
Тогда же хор был и непременным участником литературно-музыкальных праздников, организуемых Министерством просвещения РСФСР. Они посвящались выдающимся деятелям литературы и искусства нашей страны и проводились, как правило, на их родине (праздник М. Лермонтова в Пензе, А. Пушкина в Михайловском, Л. Толстого в Ясной Поляне, С. Есенина в Рязани, М. Горького в теперешнем Нижнем Новгороде).
Благодаря всем этим поездкам репертуар хора пополнялся новыми произведениями, расширялась география выступлений, участники коллектива получали новые впечатления, приобретали новых друзей, лучше узнавали свою страну.
Высокий исполнительский уровень Большого детского хора неоднократно подтверждался успешными выступлениями не только на родине, но и за рубежом. В течение ряда лет хор приглашался на Международный детский фестиваль в Турцию, был участником встреч радиохоров социалистических стран (Берлин, Прага, Москва, Братислава, Будапешт), выступал с концертами на Всемирной выставке в Монреале (Канада). Многие годы во время летних каникул хор участвовал в фестивалях, проводимых в международных детских лагерях «Артек» и «Орленок», а с 1984 года - и в «Океане» на Дальнем Востоке. В 80-е и 90-е годы с огромным успехом прошли гастроли по Японии и странам Южной Америки.
БДХ - лауреат нескольких международных хоровых конкурсов: в Италии (Ареццо) - 1972 год, Бельгии (Неерпельт) - 1980, 1982 и 1992 годы, Голландии (Арнхем) — 1987 и 1991 годы, Германии (Вернигероде) - 2003 год.
В связи с распадом СССР в 1991 году прекратили свое существование и Детская редакция Всесоюзного радио и Центрального телевидения, и ВЛКСМ, которые всегда оказывали большую поддержку коллективу. До июня 1996 года хор находился в ведении Российской государственной телерадиовещательной компании «Останкино», а затем — Всероссийской государственной телерадиокомпании (теперь это канал «Россия»), Детский репертуар никак не вписывался в формат новых музыкально-развлекательных программ, и в результате хор оказался совсем не нужен телевидению. Эта сложнейшая ситуация разрешилась в ноябре 2005 года, когда Большой детский хор был передан Всероссийской государственной радиокомпании «Голос России».
Находясь в составе радиокомпании «Голос России», БДХ провел ряд успешных сезонов. На сцене концертного зала им. Чайковского в Москве состоялось три годичных абонементных цикла. В девяти концертах этого цикла прозвучал почти весь «золотой» репертуар хора, а также новые произведения композиторов А. Покидченко, Ю. Тугаринова, А. Чернышова. Концерты хора проходили и в других городах России: Ярославле, Смоленске, Брянске, Владимире, Коломне.

Вступление 1.

2007 году хор гастролировал в Португалии, а в 2009 году — в Германии.

С 1970 по 2006 год художественным руководителем коллектива был В. С. Попов. Велика и значительна его организационная и художественно-воспитательная роль в создании и развитии хора. Выстроенная им структура хора по возрастным критериям ставила перед каждой группой свои определенные задачи. Так, подготовительная и младшая группы овладевали первоначальными вокально-хоровыми навыками и делали первые шаги в мире музыки на современных детских песнях, сочинениях классиков, народных песнях. Средняя группа, овладевая нотной грамотой, пополняла свой репертуар, изучая произведения по нотам. Сложность сочинений возрастала, появлялись многоголосные и полифонические произведения, многочастные циклы. Помимо учебновоспитательных задач, ребята этих групп решали и художественные - постоянно выступали на концертных площадках и участвовали в записях.

Первостепенное значение В. С. Попов придавал выбору репертуара. Его жанровое и стилистическое многообразие всегда было украшением всех выступлений коллектива. При работе над расширением репертуара В. С. Попов подчас открывал нам новые страницы в детской хоровой музыке. Так, многие песни Владимира Шаинского были написаны для мультфильмов, а исполненные детским хором Попова и записанные на радио обретали вторую жизнь: «По секрету всему свету», «Крейсер Аврора», «Песенка крокодила Гены» и десятки других стали популярны не только в стране, но и за рубежом. Так же случилось и с песнями Евгения Крылатова.

К другой яркой странице репертуара хора можно отнести многочисленные переложения В. С. Попова сложнейших многоголосных полифонических партитур, популярных классических пьес, знакомых детям по музыкальной школе, «Детского альбома» Чайковского или инструментальных произведений Мендельсона и Грига.

Художественно-воспитательная работа В. С. Попова проводилась не только во время репетиций и концертов, но и в постоянных гастрольных поездках. Большинство экскурсий по городам Виктор Сергеевич проводил сам, и обязательным условием в поездках было посещение музеев, культурных центров и достопримечательностей.

В разные годы в детском хоре работали хормейстеры Хосе Фелиппе, Л. Полякова, концертмейстеры К. Алемасова, В. Кулик, Т. Кравченко, Л. Венжик. Особую благодарность заслуживают дирижеры-хормейстеры Т. В. Анофриева и И. И. Кулешова, посвятившие коллективу всю свою творческую жизнь и выдержавшие вместе с хором трудные испытания.

Летом 2008 года не стало В. С. Попова. Для детского хора это тяжелая утрата. Осенью того же года хору было присвоено имя его создателя. В феврале 2009 года в Московском международном доме музыки состоялся большой концерт, посвященный памяти В. С. Попова. Дань уважения и любви незабываемому музыканту пришли выразить сотни почитателей. В концерте приняли участие композиторы, поэты, в разные годы, работавшие с В. С. Поповым. Во втором отделении концерта прозвучали песни, исполненные нынешними ребятами совместно с воспитанниками хора разных лет. Состоялся праздник детской хоровой музыки, оставивший в сердцах всех присутствующих тёплые чувства и радость от соприкосновения с настоящим искусством.

Подготовленная к 40-летию создания БДХ книга не претендует на роль научного исследования истории коллектива. Это скорее погружение в увлекательный мир детства, отношение к нему; много забавных приключений и наблюдений глазами непосредственных участников хора.

В книге четыре главы, каждая из которой соответствует четырем десятилетиям жизни коллектива. Вступительные главы к каждому разделу написала воспитанница хора Александра Иванова. Также в создании книги принимали участие воспитанники Ирина Бакштейн, Максим Савельев и Лидия Соловьева.

В заключение хотелось бы привести слова замечательного композитора-современника Г П. Дмитриева, написанные им к первому изданию дискографии БДХ: «Хор наглядно демонстрирует духовное здоровье, красоту и неисчерпаемую музыкальную одаренность подрастающих поколений нашего народа. Поэтому он дорог нам не только как знак славных художественных свершений прошлого и настоящего, но и как обещание оптимистического будущего».

 

Художественный руководитель БДХ с 2006 года Анатолий Кисляков.


1970-1980

1970-1980 БДХ

 

Вместо предисловия

... Январь 2000 года. Московская школа № 1113 в Дегтярном переулке. Обычное воскресенье. Обычное? Не совсем. В этот день сюда пришли выпускники Большого детского хора. Счастливые, взволнованные, удивлённые. Нас пригласили участвовать в концерте, посвященном 30-летию любимого хора. Поцелуи, объятия, бурные возгласы, воспоминания. Наконец все заняли места согласно партиям и в аудиторию вошел наш любимый Учитель, создатель и руководитель хора Виктор Сергеевич Попов. И тут случилось настоящее чудо: все взрослые мужчины и женщины моментально превратились в детей. Как же все мы были благодарны В. С. Попову и нашим руководителям за то, что они, без всякой машины времени, помогли нам вернуться в свое детство! Три месяца репетиций (по воскресеньям), знакомый и любимый репертуар, и вот долгожданный концерт в апреле.
 
После этого концерта мы уже практически не расставались, нас снова приглашали и мы опять с радостью принимали участие в некоторых концертах хора. Конечно, уже не таким большим составом, как на юбилее: все-таки взрослая жизнь - не беспечные школьные годы. Быт, работа, семья, а кого-то еще строгий муж не пускает: «Что это у тебя за репетиции такие?». Тем не менее группа выпускников хор не оставляла.

Солисты Таня Мелехина и Дима Голов

Солисты Таня Мелехина и Дима Голов

...30 июля 2008 года. Платформа станции метро «Речной вокзал». 9.45 утра. Своих узнаем по заплаканным лицам и огромным букетам цветов. Мы пришли проститься с Виктором Сергеевичем...
Панихида, скорбные речи, поем «Криницы», петь могут не все, мешают слезы. Утешиться практически невозможно. И все же утешение есть. Хор, наш родной, любимый ХОР, детище Виктора Сергеевича Попова, жив.
И будет жить! А в 2010 году отметит свое 40-летие.
40 лет жизни хора - это четыре десятилетия истории страны, которой уже нет и которая есть. Это «Наша родина - революция» и «Любовь, Комсомол и Весна», это «Наташка - первоклашка» и «Прощание со школой», это «Сигнальщики-горнисты» и «Улица мира», это «Беловежская пуща» и «Прекрасное далеко». То самое «прекрасное далеко», к которому мы все так стремимся и так отчаянно верим, что уж мы-то точно его увидим, узнаем и почувствуем.
 
И, поверьте, так отрадно читать в интернетовских блогах (во многих блогах!), что люди скачивают наши песни, пересылают ссылки друзьям и пишут ностальгически «какой позитив - слушать песни в исполнении Большого детского хора».
 
 

Слушайте, друзья! Мы еще споем.

А пока перелистаем странички 40-летней истории Большого детского хора.

Единственного и неповторимого. 

Солирует Лена Ефремова (Юность)

Солирует Лена Ефремова (Юность)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 


Архивные фотографии 1

Отчетный концерт в колонном зале (младшая группа). Дирижирует И.Кулешова

Отчетный концерт в колонном зале (младшая группа). Дирижирует И.Кулешова

 

Концертмейстер хора К,С. Алемасова (в центре)

Концертмейстер хора К,С. Алемасова (в центре)

 


Вступление 2

Днем рождения Большого детского хора можно считать 2 апреля 1970 года. Именно тогда был отдан приказ о создании коллектива. Создать и возглавить коллектив детская редакция Гостелерадио СССР предложила Виктору Сергеевичу Попову. Вместе с ним у истоков коллектива стояла и хормейстер Татьяна Владимировна Анофриева и Ирина Игоревна Кулешова, присоединившаяся к коллективу хормейстеров БДХ в 1975 году. Осенью 1970 года был объявлен набор детей в новый коллектив, а пока Виктор Сергеевич взял за основу девочек из хорового коллектива «Юность», которым он руководил. Вскоре в коллектив пришли еще два новых хормейстера, Хосе Петрович Фелиппе и Людмила Георгиевна Чулюкина. Концертмейстером первое десятилетие хора проработала Кира Сергеевна Алемасова. Детская редакция Гостелерадио, конечно, преследовала свои цели. Тогда на радио было много детских программ. Всех детей Советского Союза, к примеру, будила по утрам бодрая «Пионерская зорька». И практически в каждой программе должна была звучать детская песня. Поэтому без своего коллектива, который бы исполнял эти произведения, было просто не обойтись. Но репертуар коллектива очень быстро вышел за рамки исполнения только детских песен и стал включать в себя серьезнейшие классические произведения русских и за-рубежных композиторов.

 

Первый концерт Большого детского хора состоялся 4 ноября 1970 года в телецентре Останкино и посвящен он был, разумеется, предстоящему празднику, дню 7 ноября, годовщине революции. Впоследствии такие концерты стали неотъемлемой частью жизни коллектива. Сколько было спето песен к дню рождения Ленина, революционным праздникам, Дню Победы!

Рахманинов "Вокализ" (Италия, 1972г.)

И сейчас, по прошествии времени, справедливости ради стоит отметить, что далеко не все эти песни были идеологически заштампованными, пресными, такой «скучной обязаловкой» для советского коллектива. Появлялись и действительно достойные песни, как, например, «Новый день» («Наша родина - революция») Александры Пахмутовой и Николая Добронравова или же «Солдатские звезды» Юрия Чичкова и Константина Ибряева. Так что дело тут вовсе не в идеологии, а, скорей, в таланте авторов и композиторов, ну и, конечно, исполнителей. Хотя в исполнении Большого детского хора любая, даже невыразительная песня превращалась в интересное музыкальное произведение.

Солисты младшей группы. Исполнение песни "Мой двор"

 

Первый отчетный концерт БДХ состоялся в апреле 1971 года в Колонном зале Дома Союзов. С тех пор такие большие, отчетные концерты стали ежегодными. Участие в них принимали все четыре группы хора: подготовительная, младшая, средняя и старшая. Репертуар обычно был серьезным, классическим. Это была и духовная, и светская музыка русских композиторов, произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Генделя. Что касается духовной музыки, тогда, разумеется, невозможно было исполнять произведения с такими, к примеру, словами как «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!», поэтому такие тексты заменялись на нейтральные - «Славу поем мы солнцу» (это произведение Дмитрия Бортнянского).

 

К отчетным концертам тщательно и долго готовились. И если у старшей группы, помимо отчетного концерта, была еще масса всяких дел: гастроли, записи на радио, съемки на телевидении, то для младших групп он всегда становился особенным событием. Ребята учили программу со своими руководителями, а незадолго до концерта «сдавали» ее Виктору Сергеевичу. И этот день для малышей всегда был очень волнительным, потому что авторитет Главного Руководителя Хора В. С. Попова был очень велик. Участники младших групп видели его не так часто, но, видимо, такова была атмосфера в хоре, так воспитывали нас наши хормейстеры, и так была харизматична личность Попова, что все, даже самые маленькие, понимали: то, что он скажет, прослушав программу, как оценит, похвалит или поругает, - это очень важно. Поэтому старались невероятно, а, услышав положительную оценку, были просто счастливы.

Первая награда

Гастроли хора по Сибири

Гастроли хора по Сибири

В 1973 году Большой детский хор впервые выехал на зарубежные гастроли. Это была поездка в Братиславу на встречу радиохоров. Такие встречи в разных странах проходили регулярно, и впоследствии без БДХ эти мероприятия уже не обходились.

 

Летом 1975 года в «Артеке» проходил фестиваль «Салют, Победа!», в котором хор принимал участие. Потом коллектив бывал в «Артеке» неоднократно, так же, как и в других крупных всесоюзных пионерских лагерях «Орленок» и «Океан». Там у участников коллектива появлялась возможность не только поработать, но и немного отдохнуть, что было немаловажно, поскольку учебный год был обычно всегда очень напряженным. Ведь не стоит забывать, что дети учились в школе и им приходилось совмещать школьные занятия с напряжённым концертным и гастрольным графиком хора.


Гастроли по Чувашии

 

 

 


Вступление 3

В 1972 году при хоре была организована фольклорная группа, которую возглавил Петр Сорокин, а в 1977 году появилась и танцевальная группа под руководством Юлии Канаевой. Фольклорная и танцевальная группы принимали участие в больших хоровых концертах, а также выезжали на некоторые гастроли вместе с хором. Получалась очень большая, насыщенная и интересная программа.
В 1977 году Виктору Сергеевичу Попову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а коллектив стал лауреатом премии Ленинского Комсомола. За семь лет хор проделал большой путь, песни в его исполнении звучали постоянно, и в Советском Союзе, наверное, не осталось ни одного человека, который не слышал бы о существовании этого коллектива. Хор приобрел огромную популярность, и в начале сентября в школе, где проходили занятия, было не протолкнуться от желающих попасть в БДХ. Но было это не так-то просто.
Прежде чем заслужить гордое звание «участник Большого детского хора», нужно было пройти три тура прослушиваний. И какое же счастье было выбежать во двор к маме с заветной бумажкой в руке, где было написано время начала занятий, что означало «меня приняли в хор»!
Первый отчетный концерт. Солирует Роза Агишева

Первый отчетный концерт. Солирует Роза Агишева

В период с 1970 по 1980 год на свет появилось очень много замечательных детских песен, которые сейчас уже без преувеличения можно назвать классикой детского песенного жанра. Стоит лишь вспомнить такие популярные по сегодняшний день песни, как «Лесной олень», «Улыбка», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать», «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и другие. Кстати, бывали и смешные моменты, которые сейчас кажутся полной нелепостью. Почему-то нельзя было петь такие слоги, как «пам-пам», и Виктору Сергеевичу приходилось убеждать начальство, что в песне «Пусть бегут неуклюже» это будет вполне уместно.
Композиторы стали писать песни специально для Большого детского хора. Александра Пахмутова написала кантату «Отрядные песни», а впоследствии еще посвятила коллективу песню «Хор хороший». Хор исполнил и записал на радио множество песен Юрия Чичкова, Олега Хромушина, Владимира Шаинского, Евгения Крылатова. Появились в репертуаре и серьезные большие хоровые произведения Владимира Рубина, Томаса Корганова.
Часто БДХ принимал участие в творческих вечерах известных композиторов, которые проходили обычно в Колонном зале. Хочется также отметить, что хор выступал не только в пафосных, больших залах. Гастрольная деятельность коллектива была невероятно обширна, концерты проходили и в маленьких городках, и в сельских клубах, и в пионерских лагерях. И всегда это было Событие! Потому что это был не только концерт - это была настоящая встреча с хорошей музыкой и прекрасным исполнительским искусством. Кроме того, сам Виктор Сергеевич выступал перед началом концерта и рассказывал зрителям о том, что за произведения будут звучать, о композиторах, рассказывал увлекательно, можно было заслушаться! Кстати, и на занятиях он тоже всегда рассказывал нам что-нибудь интересное, и сколько полезной и нужной информации получили, благодаря ему, наши детские, неразумные головы! Еще одно подтверждение того, что он был настоящим Учителем!
Встреча с детским хором Берлинского радио (Берлин, 1975г.)

Встреча с детским хором Берлинского радио (Берлин, 1975г.)

За четыре десятилетия в Большом детском хоре было множество солистов. И одну и ту же песню пели в разные годы разные мальчики и девочки. Но имена первых солистов БДХ и первых исполнителей многих песен достойны отдельного упоминания. Это Роза Агишева («Кто пасется на лугу»), Сережа Парамонов («Просьба», «Наташка-первоклашка», «Улыбка»), Дима Голов, Олег Касьянов, Дима Викторов, Виталий Николаев, Коля Прошкин, Вадик Тихонов, Марина Самышкина, Миша Дульский, Сережа Марков, Кирилл Жариков, Костя Елисеев, Рита Дымшиц, Рита Суханкина, Алеша Фадеев, Сережа Родионов, Лена Могучева («Пропала собака»).

 

Солируют Дима Голов и Люда Гаранина

Солируют Дима Голов и Люда Гаранина

 
 
 
 
 
 

Подробнее: Книга 40 лет БДХ

ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ ПОПОВ. БИОГРАФИЯ

В.С. Попов
В.С. Попов

Родился 10 декабря 1934 года в городе Бежецке Тверской области. Отец — Попов Сергей Петрович (1915-1934). Мать — Попова Александра Михайловна (1915-1948). Супруга — Шалимова Изабелла Павловна (1929 г. рожд.). Сыновья: Попов Павел Викторович (1964 г. рожд.), окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, работает в Бельгии; Попов Александр Викторович (1970 г. рожд.), окончил Институт стран Азии и Африки, работает во Внешэкономбанке.

В 1945 году Виктор Попов поступил в Московское хоровое училище, где его первым учителем стал выдающийся деятель хорового искусства А. В. Свешников. Сразу после окончания училища В. Попов был принят в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, которую окончил в 1958 году по классу хорового дирижирования у известного русского дирижера и педагога А. Б. Хазанова.

Трудовую деятельность — педагогическую и творческую — В. С. Попов начал еще будучи студентом, в 1955 году, в качестве преподавателя детской музыкальной школы. По окончании консерватории работал хормейстером в Детском хоре НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук (1957-1964) и в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров (1964-1969). С этими коллективами молодой дирижер готовил разнообразные программы, куда входили народные песни, русская и зарубежная классика, песни и хоры современных отечественных композиторов.

Концертные выступления В. С. Попов сочетает с интенсивной преподавательской деятельностью — сначала в Государственном педагогическом институте им. Ленина, а с 1960 по 1975 год — в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне — Российская академия музыки), где преподает не только хоровое дирижирование, но и почти все теоретические предметы, являясь при этом деканом трех факультетов и заведующим кафедрой хорового дирижирования.

70-е годы стали судьбоносными в жизни музыканта. В 1970 году В. С. Попов создает Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио и одновременно становится главой Хора мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова. С этими двумя всемирно признанными творческими коллективами было подготовлено множество программ, куда входили хоровые миниатюры и песни, кантаты и симфонии, оперы и оратории. Оба хора постоянно выступали с концертами в городах нашей страны и за рубежом. Большой детский хор неоднократно участвовал и побеждал в крупнейших международных конкурсах, проходивших в Италии, Бельгии, Голландии, Венгрии, Польше и др. странах.

Напряженная исполнительская жизнь, как и прежде, неотделима от педагогической работы: с 1980 по 1993 год В. С. Попов ведет класс дирижирования в Московской государственной консерватории, получая в 1990 году звание профессора.

В 1991 году В. С. Попов основывает высшее учебное заведение — Академию хорового искусства (на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова) и становится ее первым ректором, оставаясь им вплоть до 1997 года, а также художественным руководителем и главным дирижером хоровых коллективов академии. Среди них выделяется Мужской хор, созданный Поповым еще в 1989 году. Вместе с Хором мальчиков Мужской хор завоевывает две первые премии на международном конкурсе в Карлштайне (Германия, 1992).

Отныне концертная деятельность академии приобретает небывалый размах. Следует серия выступлений на родине и за рубежом с исполнением шедевров духовной и светской музыки: Месса h-moll Баха, «Девятая симфония» и «Missa solemnis» Бетховена, «Реквием» Моцарта, «Gloria» Вивальди, «Harmonie-Messe» Гайдна, «Stabat Mater» Шуберта, «Реквием» Верди, «Детство Христа» Берлиоза, «Литургия св. Иоанна Златоуста», кантата «Москва» и увертюра «1812-й год» Чайковского, «Иоанн Дамаскин» Танеева, кантата «Весна» Рахманинова, «Литургия св. Иоанна Златоуста» Кикты и многие другие произведения.

Хоры Академии хорового искусства участвовали в мировой премьере оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (Саарбрюккен, Франкфурт) и совместно с хором Гамбургского радио исполнили и записали «Всенощное бдение» Рахманинова, в Международном оперном фестивале в Брегенце (Австрия), где под управлением В. Федосеева прозвучала опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, а также с другими дирижерами — опера «Фиделио» Бетховена и опера Шоссона «Король Артур». Впервые в истории музыкального искусства весной 1997 года в Москве исполнялась Восьмая симфония Малера с Большим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова при участии единого хорового коллектива Академии хорового искусства. Исполнение стало триумфальным!

За полвека работы с хоровыми коллективами на радио В. С. Поповым записано более 2000 различных произведений, огромное количество специальных телевизионных программ, выпущено множество грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков как в нашей стране, так и за рубежом — в ФРГ, Японии, Франции. Хоровые коллективы Академии хорового искусства сегодня участвуют в мировых премьерах и пользуются международным признанием.

За годы преподавания в средних и высших учебных заведениях В. С. Попов подготовил множество специалистов, работающих в настоящее время в различных городах страны и за рубежом.

В. С. Попов является автором многочисленных учебников и учебных пособий. Им подготовлены к печати хрестоматии, большое количество сборников по хоровому искусству, сделаны и опубликованы более 200 обработок для различных составов хоров, написано множество статей и опубликована книга «Русская народная песня в детском хоре». Будучи авторитетным ученым, он регулярно выступает с докладами на международных семинарах и симпозиумах по хоровому исполнительству.

В. С. Попов — Народный артист СССР (1990), Народный артист РСФСР (1983), Заслуженный артист РСФСР (1977), лауреат премии Ленинского Комсомола (1980), лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1996). Награжден орденом Дружбы народов (1994) и наградой Франции — «Командор ордена литературы и искусства». Является действительным членом Международной академии информатизации.        

Скончался 28 июля 2008 года. 

Похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве.

 

Подробнее: Биография В.С.Попова

История создания и развития БДХ имени Попова

Первые выступления БДХ гостелерадио СССР
Основатель — Народный артист СССР Виктор Сергеевич Попов.
 
Художественный руководитель и главный дирижёр на настоящий момент — Заслуженный артист России Анатолий Львович Кисляков.
 
Бывшие дирижеры (хормейстеры) — Заслуженные артисты России Ирина Игоревна Кулешова,Татьяна Владимировна Анофриева.
 
С работниками хора, которые сегодня занимаются воспитанием детей Вы можете познакомиться здесь.

В 1970 г. был создан Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне входит в состав Российской государственной радиовещательной компании «Голос России»), организатором и бессменным, на протяжении 38 лет, руководителем которого стал профессор Виктор Сергеевич Попов, выдающийся дирижер и педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель и первый ректор Академии хорового искусства. Одновременно он возглавил и Хор мальчиков Московского хорового училища им. А. В. Свешникова. С этими двумя всемирно признанными творческими коллективами Виктор Сергеевич подготовил множество программ, куда входили хоровые миниатюры и песни, кантаты и симфонии, оперы и оратории. Оба хора очень часто выступали с концертами в городах нашей страны и за рубежом. Пели – и побеждали в крупнейших международных конкурсах в Италии, Бельгии, Голландии, Венгрии, Польше

1971 год Выступление БДХ

В 1992 г. Хор мальчиков совместно с Мужским хором Академии завоевал две первые премии на международном конкурсе в Карлштайне (Германия). Хоры участвовали в мировой премьере оратории Э. Денисова «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (Саарбрюккен, Франкфурт) и совместно с хором Гамбургского радио исполнили и записали «Всенощное бдение» Рахманинова. Приняли участие они и в Международном оперном фестивале в Брегенце (Австрия), где прозвучала опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» под управлением В. Федосеева, а также оперы Бетховена «Фиделио» и Шоссона «Король Артур» с другими дирижерами. Впервые в истории музыкального искусства весной 1997 г. в Москве была исполнена Восьмая симфония Малера с Большим симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова при участии единого академического хорового коллектива. Это исполнение симфонии стало триумфальным. 

БДХ в ММДМ 2015 год

 За полвека работы с хоровыми коллективами на радио В. С. Поповым записано более 2000 различных произведений, сделаны записи огромного количества специальных телевизионных программ, выпущено множество грампластинок, аудиокассет и компакт-дисков как в нашей стране, так и за рубежом – в ФРГ, Японии, Франции. Но особенно Большой детский хор прославился все-таки своими замечательными добрыми песнями о родном крае, о дружбе. Многие и сегодня помнят, конечно, «Беловежскую пущу», «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Пропала собака», «Вместе весело шагать»… Дети в хоре занимались и выступали бесплатно. Наградой им служили радостные улыбки и горячие аплодисменты слушателей. С 1 сентября 2008 г. хор носит имя своего создателя. Организован он по возрастному принципу и включает три группы: младшую, среднюю и старшую, которые выступают как самостоятельно, так и в составе сводного хора. Постоянно занятия посещают около 200 детей (в возрасте от 7 до 17 лет). Художественный руководитель и главный дирижер хора в настоящее время – заслуженный артист Российской Федерации Анатолий Львович Кисляков. Основная задача, которую всегда ставил перед собой Большой хор, говорит Анатолий Львович, заключается в том, чтобы сохранялись и развивались отечественные традиции детского хорового пения, чтобы песня волновала человека, заставляла его думать и переживать.

Хор создал большой фонд записей, насчитывающий свыше тысячи различных сочинений. От небольших песен до кантат, симфоний и опер, от классических произведений до советских патриотических песен. Массовому слушателю хор известен своим «детским» репертуаром — коллективом было записано огромное количество песен для детей, в том числе песен из детских и молодёжных фильмов. Этот хор записал и впервые исполнил такие детские советские песни, как: «Прекрасное далеко», «Вместе весело шагать», «Крылатые качели», и мн.другое…

За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов. Обрел репутацию одного из самых известных, успешных и лучших детских хоров мира.

Репертуар хора составляют произведения таких композиторов, как Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель, М.Глинка, П. И. Чайковский, С.Танеев, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Р. Щедрин, В. Рубин, Т. Корганов, В. Я. Шаинский, А. Н. Пахмутова, Д. Тухманов, Ю. Чичков, Т. Бокова, Дж. Палестрина, Г. Перселл, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Дж. Перголези, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Й. Брамс, Ж. Бизе, Ф. Пуленк, Дж. Гершвин, Б. Бриттен и т. д

 Вот так наши детки

 

Подробнее: Краткая история Хора

Copyright © 2017 Большой Детский Хор имени Попова Rights Reserved.